ПРЕДИСЛОВИЕ В 1948 году в архивах Альбургского Национального музея была обнаружена шарийская рукопись ХIII века. Изучение показало, что это то самое произведение, об утрате которого уже давно печалились историки Шира и Гондора, произведение, сыгравшее огромную роль в формировании самого ширского народа - эпическая трилогия "Властелин колец". Великий литературный памятник средневековья, по праву стоящий ныне рядом с "Песнью о Роланде" и "Песнью о Нибелунгах", считался утерянным после того, как единственный экземпляр сгорел при пожаре Альбурга в 1410 году. Остались лишь разрозненные фрагменты, и с тех пор многие историки гадали о полном замысле произведения и правильном сочетании его частей. Счастливая случайность сохранила экземпляр эпопеи в замке графов Вабергов. Поколения графов не подозревали о сокровище, которым обладали. И лишь когда в 1945 году Арвид Ваберг был осужден как военный преступник, а его имущество конфисковано, манускрипт в числе прочих исторических ценностей попал в архивы музея. До разборки архивов дело дошло только в 48-м году. Радость историков была неописуемой. Однако вряд ли кто-то мог предположить, что эпический роман ХII века станет в полном смысле слова бестселлером! Тем не менее так и произошло. Английский литературный пересказ (точнее, крайне свободное переложение) трилогии, блестяще выполненный известным медиевистом Р.Толкином, обошел всю планету, был переведен почти на все языки мира и издан общим тиражом в десятки миллионов экземпляров. Культурная жизнь послевоенной Земли уже плохо представима без "Властелина колец". На русском языке вышло несколько переводов трилогии. Однако ни один из них не является сколько-нибудь научным - все они сделаны не со старошарийского оригинала, а с переложения Р.Толкина. Для характеристики этого (безусловно, замечательного!) пересказа достаточно сказать, что он почти втрое превосходит по объему оригинал. Наглядный пример: описание перехода от Брыля до Заверти занимает у Толкина шесть страниц. В оригинале же сказано: "И вышли они тогда из Брыля, не дождавшись Серого Странника - четверо хоббитов и Следопыт. И шли они трое суток окольными путями, и заботами Следопыта не встретили ни друзей, ни врагов. И достигли они Заверти - не простое то место!" Предлагаемый читателю перевод эпопеи в основном избавлен от этих недостатков. Подробные комментарии должны способствовать преодолению пропасти, отделяющей нашего современника от ширского йомена ХII века. По жанру "Властелин колец" - гениальная компиляция ширского народного фольклора о приключениях легендарного короля Фродо и гондорского арагорновского эпоса. Мотив волшебного кольца обычен в ширских (да и не только в ширских) сказках. Во многих версиях король Фродо (известный не только в ширском фольклоре) в дальних странствиях добывает кольцо мудрости и возвращается править Широм. Оттуда же - Сэм, Горлум, общение с эльфами, сражение с Шелоб, приключение в заколдованном замке, освобождение Шира и пр. Однако Иоанн Оксфордский блестяще переосмыслил фольклорный мотив: у него кольцо - источник зла, и путешествие предпринимается не с целью добыть кольцо, а с целью его уничтожить. При этом сказочные эпизоды входят в сюжет почти без изменений, меняя лишь "знак". Обратим внимание, что эпическая и фольклорная часть эпопеи сюжетно почти не связаны. Хотя Арагорн первоначально сопровождает хранителей, он расстается с ними задолго до основных событий, после чего линия Арагорна и линия Фродо не пересекаются до самого финала. Для лучшего понимания некоторых мотивов эпопеи коротко изложим историю средневекового Средиземья. В трилогии описываются события 760-761 гг. Прообразом Арагорна был исторический король Гондора Ар-Ахарн (?- 769), авантюрист и самозванец. В междоусобице 759-761 гг. он захватил гондорский трон и объединил под своим скипетром собственно Гондор, Роан, Умбар и Дол Амрот. Совершил неудачный поход против горцев Мордора в 763 г. В 766 г. в Минас Тирите Ар-Ахарн короновался королем Великого Гондора. Придворная историография возвела его род к легендарным нуменорским королям. Бильбо, а за ним Иоанн, повторяют эту версию. Его сын Ар-Амир (из-за различия местных произношений разделился в гондорском эпосе на братьев Боромира и Фарамира) правил Гондором в 769-780. В 773 г. покорил Айзенгард и присоединил его к Великому Гондору. Погиб в бою с горцами. Описание Пелленорской битвы в трилогии - одна из блистательнейших фальсификаций в мировой историографии. Все происходило почти так, как описано в эпопее - с той лишь разницей, что никакие мордорские армии в битве участия не принимали. На самом деле Ар-Ахарн - один из капитанов Гондора (естественно, в этом качестве он не носил ни королевского имени Ахарн, ни тем более королевского титула "Ар"), поднявший восстание, привлекший на свою сторону значительную часть гондорских баронов и заключивший союз с племенами Роана. Король Гондора Денетор был осажден в Минас Тирите и обратился за помощью к союзному Умбару. Однако Ар-Ахарн блестящим обходным маневром разгромил умбарское войско, после чего бароны во главе с Имраэлем вынудили Денетора к капитуляции. Несмотря на клятву Ар-Ахарна, гарантировавшего Денетору жизнь, тот "покончил с собой"; Ар-Ахарн же был коронован как наследник полулегендарных королей Древнего Гондора. В качестве аналогии можно представить, что придворный историк Карла Мартелла сочинил версию битвы при Фарсале, в которой Цезарь и Помпей плечом к плечу сражались с полчищами арабов, причем не стяжавший особой славы Помпей случайно погиб, а Цезарь одержал блестящую победу и основал династию, из которой происходит и сам Карл Мартелл. Знаменитый гондорский трубадур Х века Бильбо Бэггинс - предполагаемый автор многочисленных несохранившихся эпических поэм о подвигах Ар-Ахарна - Арагорна. Заложил основу арагорновской традиции в эпосе Средиземья. По-видимому, проарагорновской версией событий VIII века мы обязаны именно ему. Иоанн сделал Бильбо дядей Фродо. В действительности исторический Бильбо сочинял на южносредиземском наречии и безусловно не был уроженцем Шира. Гэндальф-Митрандир-Мирддин-Мерлин, часто отождествляемый с Меркурием - один из новейших и популярнейших богов у кельтских народов Средиземья. В арагорновской традиции (прежде всего у Бильбо) - мудрый волшебник, пророк, советник героев, как и в артуровском цикле. Однако у Иоанна Гэндальф нетрадиционно активен, он даже лично участвует в сражениях. Усилиями Ар-Ахарна и его сына Ар-Амира был создан Великий Гондор - империя, контролирующая большую часть Средиземья и объединяющая множество различных народов - кельтов и германцев. В IХ веке гондорский союз с переменным успехом противостоит натиску келенов - тюркского народа, проникающего в Средиземье через перевалы Большого Мордорского хребта. Дважды им удается захватить Минас Тирит и разорить большую часть Гондора. Термин "орк" относится именно к этим племенам, впервые появившимся в Средиземье через сто лет после смерти Ар-Ахарна. Однако уже для Бильбо и тем более для Толкина орки - синоним абсолютного зла, великую победу над которым одерживает именно Арагорн. До Шира келены никогда не доходили и остались в ширском фольклоре лишь как абстрактная опасность на востоке. Жители же Мордора времен Ар-Ахарна - отнюдь не тюрки, а восточные германцы! Само слово "Мордор" - "черная страна" - изначально не несло никакого отрицательного смысла и связано лишь с черным цветом гор Большого Мордорского хребта. Следующая волна Великого переселения миновала Средиземье. На Востоке келены были разбиты венграми и перестали представлять опасность. В Х веке гондорский союз окончательно распадается на независимые княжества. Расцветают города-порты Умбар и Пеларгир. Роан, наоборот, приходит в упадок. Ведется малоуспешная борьба с нападениями викингов. Исторический центр империи обезлюдел, Минас Тирит из столицы превращается в небольшой форт на северной границе. Возникает и распространяется арагорновский эпос. В это время жил и сочинял Бильбо Бэггинс. Шир до поры оставался в стороне от жизни Европы. Однако в IХ веке сюда также начали вторгаться викинги. Жители Шира не могли оказать им серьезного сопротивления, за исключением нескольких мелких эпизодов. Фольклорная традиция, как обычно, преувеличила их до значения великих побед. В 1024 г. Шир после непродолжительного сопротивления был захвачен норманнами. Норманнские дружинники потеснили местную знать, но общий патриархально-сельскохозяйственный уклад сохранялся еще долгое время. В 1025 г. в Шире было введено - обычными по тем временам энергичными методами - христианство. В 1051 в Альбурге (бывшая Серебристая Гавань) учреждается епископство. В ХI-ХIII веках идет процесс смешения ширцев и норманнов. В результате создается язык шари (германской группы). Образование единой нации проходит довольно болезненно - в 1045, 1053 и 1087 гг. ширцы восставали, но безо всякого успеха. В середине ХII века, однако, общественный строй стабилизировался, и былая свобода Шира осталась лишь в смутных воспоминаниях. В 1151 году кафедру в Альбурге занял епископ Иоанн (Джон) Оксфордский (1108-1176), предположительно уроженец Шира, человек энциклопедических знаний, один из образованнейших людей эпохи. Основные его труды - сборник мифологии Средиземья "Сильмариллион" - и "Властелин колец". Для своего времени Иоанн представляется уникальной фигурой. Христианский епископ ХII века, истративший полжизни на собирание и запись древних языческих преданий, представляется совершенно невозможным. На этом основании некоторые исследователи пытались даже объявить "Властелина" позднейшей мистификацией, сочиненной не раньше ХIХ века. В настоящее время несостоятельность этих обвинений общепризнана, но удивление от столь неблагочестивых занятий альбургского епископа не проходит. В действительности противоречие не так вопиюще, как кажется поначалу. Безусловно, во "Властелине" почти нет христианских реалий и даже ни разу не упоминается Христос. Но зато есть дьявол, самый недвусмысленный и грозный! Сюжет эпопеи составляет борьба простых смертных против персонифицированного вселенского зла - а это чисто христианская идея. В языческой традиции понятия добра и зла отсутствуют, в христианской - именно они основа менталитета, а вовсе не вера в Христа. Скажем так: во "Властелине" не упоминается Христос, но он написан христианином. Недавно опубликованы любопытные свидетельства из архивов Ватикана. Из них ясно, что в начальную пору христианизации и Шира, и Гондора многократно делались попытки снять противоречие старой и новой религий, попросту введя Христа в валинорский пантеон. (Такой подход вообще типичен для стран с развитым язычеством). В этом свете внимание альбургского епископа к языческим преданиям своего народа становится легко объяснимым. Христианство для ширцев его времени было религией захватчиков и насаждалось исключительно огнем и мечом. Прямая пропаганда была обречена на неудачу. В такой ситуации идея пропагандировать не Христа, а сами понятия добра и зла, по возможности в традиционных национальных рамках, только и могла рассчитывать на успех. Именно этим и объясняется принципиальное неупоминание Христа в эпопее. Популярность "Властелина" после его выхода подтвердила правильность расчета. В пользу этой концепции говорит и то, что Иоанн, выдающийся знаток языческой религии Средиземья (и, безусловно, добрый католик), не использует во "Властелине" ничего связанного с валинорскими верованиями. Герои не приносят жертв и не взывают ни к каким богам. Вся широко используемая магия - плод высокого мастерства, а никак не дар богов. Колоссальный материал, собранный в "Сильмариллионе", игнорируется почти полностью - за исключением чисто технически-магических элементов. Можно пошутить, что "Сильмариллион" был "материалом для служебного пользования", в то время как "Властелин" предназначался для широких кругов. Притом Иоанн искусно льстит национальному самолюбию ширцев. Многократно подчеркивается "моральное" (ментальное) превосходство хоббитов над прочими народами Средиземья; Мерри и Перегрин введены, видимо, лишь для того, чтобы хоббиты приняли участие во всех ключевых событиях эпопеи (причем участие одновременно и эпизодическое, и решающее!) Ясно, как должны были действовать такие моменты на завоеванный народ, на глазах теряющий свои традиции, религию, язык. Большое значение имело и то, что "Властелин" был написан не на латыни (как, например, "Сильмариллион"), а на шари. Так или иначе, огромная популярность "Властелина" прекрасно совпала во времени с началом активной христианизации Шира. Во второй половине ХII века число сельских церквей возросло втрое, появились новые монастыри (в том числе воспетый Байроном Горн) и т.п. Короче, христианство навсегда утвердилось в Шире - и при самом активном участии епископа Иоанна. Впрочем, к лику святых он причислен все же не был. Странна историческая судьба эпопеи Кольца. После вековой огромной популярности она была сначала полузабыта, а потом и утрачена. Многовековое отсутствие в мировой культуре привело к тому, что трилогия избежала обычной судьбы классических книг и не превратилась в свадебного генерала на пиру литературы. Восстав из пепла, она оказалась нужна и интересна нашим современникам не меньше, чем современникам епископа Иоанна. Видимо, это убедительное доказательство ее бессмертия - и назидание писателям нашего времени.