Как-то я вдруг сообразил, что в "Гамлете" ДВА призрака (в смысле - участвующих в действии мертвеца): Гамлет-старший и Йорик. Причем второму мы обязаны едва ли не самой эффектной сценой в мировой драматургии ("Гамлет" по большому счету состоит из сцены с черепом и вопроса "быть или не быть", причем их постоянно объединяют, что неправильно). Образовалась такая сценка: ------------------------------------------------------------------ "ГАМЛЕТ" акт пятый, сцена вторая (сцена поединка). Пустынная местность в преддверьи Ада. Гамлет-старший и Йорик. - Опять он медлит. - Ты, как все мы, нетерпелив. - В конце концов, подумать, тоже мне проблема - сведенье счетов с подлецом! Один удар - и все готово! Но сколько я ни подгонял - похоже, все опять по новой. - Да нет, похоже на финал. Осталось три-четыре шага. - Что ты темнишь? - Чего темнить! Взгляни на чашу и на шпагу. - Опять? - Опять. - Но как же быть? - Как быть? Загадка не из сложных. Ведь наша общая стезя - небытие. - Но все же можно его предостеречь! - Нельзя. Гляди, сошлись. - Атака... Браво! Укол! - Ну что же, счет сухой. Какой он принц - не знаю, право, но фехтовальщик неплохой. Пока что все не так уж худо, и если дальше так пойдет, то есть... - Не пей вина, Гертруда! Остановись! - Не выйдет. Пьет. Ну что ж - одна судьба с тобою. Давно ль ее ты проклинал? Видать, не зря. Вернемся к бою. Так. Оба ранены. Финал. Похоже, братец твой остался жив и здоров. - Молчи, стервец! - Гляди, гляди! Лаэрт сознался! - Ну! - Ну ... и Клавдию конец. (Пауза) - Неужто все? Неужто Лета теперь вольна принять меня? Я столько ждал минуты этой... - И вечно будешь вспоминать. Что ж... Измененье небольшое, А спорить не о чем уже С твоей бессмертною душою Моей вечноживой душе. Пускай уж дух, оставив тело, Свободно мается один. (Исчезает) Входит Гамлет. - Спасибо, сын. Ты сделал дело. Молчанье - дальше. Проходи. (Молчание.) 1995.